Том 9, №2, 2017
РусскийEnglish

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ



ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБНАРУЖЕНИЯ КАРСТОВЫХ ПОЛОСТЕЙ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ НАСЫПЯХ СЕТОЧНО-ХАРАКТЕРИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

1Егиян В.С., 1,2Фаворская А.В., 1Мкртчян А.А., 1,2Петров И.Б., 1,2Хохлов Н.И., 1,2Голубев В.И.

1Московский физико-технический институт (университет), http://mipt.ru
г. Долгопрудный, Московская область 141700, Российская Федерация
2Научно-исследовательский институт системных исследований, Российская академия наук, https://www.niisi.ru
Москва 117218, Российская Федерация

Поступила в редакцию 02.11.2017


Аннотация. В течение последних 160 лет железные дороги являются одним из основных элементов верхнего строения пути во всем мире. Они служат для направления колес при их движении и непосредственно воспринимают и передают давление на нижележащие элементы. Несмотря на все усилия инженеров из-за тяжелых эксплуатационных условий под рельсами могут образовываться карстовые полости. Одной из приоритетных задач является разработка методики их обнаружения в железнодорожных насыпях путем решения серии прямых задач. Целью данной работы является исследование распространения упругих волн в железнодорожной насыпи. Использовался сеточно-характеристический метод на криволинейных структурных сетках, который даёт возможность эффективно решать задачи по мониторингу состояния в железнодорожной насыпи и путей, в том числе с учетом большого количества нарушений целостности, учитывать динамические взаимодействия в системе подвижный состав − путь, получать полную волновую картину. Был проведен сравнительный анализ расчетов серии расчётов с изменяемой геометрией расчётной области. Приведено сравнение процессов распространения упругих волн при наличии и отсутствии карстового включения в грунте под насыпью, сравнение сигналов, диагностируемых в данных случаях с рельсов.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, сеточно-характеристический метод, структурные гексаэдральные сетки, безопасность железнодорожного транспорта, карстовые полости

УДК 519.63

РЭНСИТ, 2017, 9(2):215-220 DOI: 10.17725/rensit.2017.09.215


Полнотекстовая электронная версия статьи – на вебсайтах http://elibrary.ru и http://rensit.ru/vypuski/article/219/9(2)215-220.pdf