ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Моделирование прохождения железнодорожного состава сеточно-характеристическим методом в условиях многолетних мерзлых грунтов цинхай-тибетской железной дороги
1,2Кожемяченко A.A., 1,2Фаворская А.В.
1НИЦ «Курчатовский институт» - НИИСИ, https://www.niisi.ru/
Москва 117218, Российская Федерация
2Московский физико-технический институт, https://mipt.ru/
г. Долгопрудный 141700, Московская область, Российская Федерация
Email: anton-kozhemyachenko@yandex.ru, aleanera@yandex.ru
Поступила 14.11.2024, рецензирована 21.11.2024, принята 27.11.2024, опубликована 18.12.2024.
Аннотация: При проектировании железнодорожного пути в условиях многолетних мерзлых грунтов необходимо правильно выбирать материалы для возведения земляного полотна и насыпи. В качестве характерного примера рассматривается участок Цинхай-Тибетской железной дороги, для которого известны упругие параметры сред, входящих в состав железнодорожного пути, земляного полотна и слои мерзлых грунтов. Используется сеточно-характеристический метод для моделирования прохождения упругих волн от зон скреплений рельсов и шпалы в поперечном срезе железнодорожного пути. При решении прямой задачи численного ультразвукового исследования конструкции пути в условиях варьирования основания балластной призмы от насыпного грунта к каменному щебню, получены поля модуля вектора скорости и вертикальной нагрузки в различные моменты времени. Анализ полученных результатов показывает целесообразность использования в качестве основания каменный щебень при проектировании насыпи, что согласуется с результатами других исследователей, использующих конечно-элементные подходы.
Ключевые слова: численное моделирование, сеточно-характеристический метод, Цинхай-Тибетская железная дорога, мерзлые грунты
УДК 519.63
РЭНСИТ, 2024, 16(8):1075-1080
DOI: 10.17725/rensit.2024.16.1075
Полнотекстовая электронная версия статьи – на вебсайтах http://elibrary.ru и
http://rensit.ru/vypuski/article/632/16(8)1075-1080.pdf