ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Расчет движения подвижного состава по железнодорожному пути сеточно-характеристическим методом
1,2Кожемяченко А.А.
1Московский физико-технический институт, https://mipt.ru/
Догопрудный 141701, Московская область, Российская Федерация
2Научно-исследовательский институт системных исследований РАН, https://www.niisi.ru/
Москва 117218, Российская Федерация
E-mail: anton-kozhemyachenko@yandex.ru
Поступила 09.05.2023, рецензирована 16.05.2023, принята 23.05.2023
Аннотация: Для численного моделирования движения подвижного состава по железнодорожному пути, проложенному по земляному полотну и мосту, предложено использовать сеточно-характеристический метод. Железнодорожный путь представлен с использованием динамической системы уравнений теории упругости гиперболического типа. Сеточно-характеристический метод опирается на характеристические свойства рассматриваемой системы и использует конечно-разностные схемы высокого порядка точности для получения пространственно-временного решения. Особенности железнодорожных конструкций учитываются путем изменения граничных условий и условий на контактных границах. Для расчета поведения участков контакта колесных пар подвижного состава с рельсом – системы "колесо-рельс" – использовано ранее разработанное граничное условие, модифицированное так, чтобы учитывать многоэлементные подвижные составы. В результате компьютерного моделирования движения подвижного состава по железнодорожному пути различного типа получены полноволновые картины распределения напряжений в конструкции пути, что позволяет прогнозировать опасные участки движения подвижного состава.
Ключевые слова: компьютерное моделирование, сеточно-характеристический метод, колесо-рельс, подвижной состав, железнодорожный путь
УДК 519.63
РЭНСИТ, 2023, 15(2)193-198
DOI: 10.17725/rensit.2023.15.193
Полнотекстовая электронная версия статьи – на вебсайтах http://elibrary.ru и
http://rensit.ru/vypuski/article/493/15(2)193-198.pdf